Обучение навыкам лидерства и руководства

/ Среда, 15 Октябрь 2014 / Опубликовано в Новости TriMetrix Solutions, Экспертное мнение

Очевидно, что статусы лидера и руководителя не строго синонимичны (первое понятие — более широкое), поэтому при разработке внутрикорпоративных программ обучения или привлечении внешних тренингов эта разница должна учитываться. Насколько компаниям удается приблизиться к претворению в жизнь идеального образа «лидер, обладающий управленческими навыками» и как?

Компаниям всегда нужны лидеры и хорошо подготовленные руководители, особенно в кризисные времена, периоды неопределенности и вынужденного снижения затрат.

Крупные организации хорошо понимают, что отдельными тренингами и эпизодическими мероприятиями задачу подготовки лидеров не решить, но не всякий средний бизнес, на наш взгляд, пришел к такому выводу. Эффективность программ во много определяется еще и тем, насколько система подготовки кадров взаимосвязана со стратегическими целями компании, а также с другими управленческими и HR-процессами с помощью модели компетенций руководителя.

По-прежнему востребованной является оценка «360 градусов», но, к сожалению, зачастую она не привязана ни к целям компании, ни к определенным задачам: компании стремятся ее провести, однако четкого понимания, что потом с этой информацией делать, как правило, нет.

В то же время, если дополнить метод «360 градусов» сессиями обратной связи и составить план личного развития, работая совместно с непосредственным руководителем и HR-специалистом, а потом еще и действовать сообразно этому плану, то даже такая минимальная система приведет к положительному результату.

Кроме того, малополезны «курсы развития лидерства» и прочие экспресс-методики. Настоящими лидером, менеджером-профессионалом невозможно стать в момент назначения на новую должность. Качественная, дающая нужный результат программа развития руководителей длится от года и более. Она обязательно должна содержать четкую постановку целей будущего лидера, определение ключевых зон его ответственности, набора оптимальных компетенции, необходимых для достижения оных, а также периодические сессии обратной связи между потенциальным лидером, его руководителем, HR-специалистом и, возможно, ментором.

К моей радости, среди менеджмента все популярнее становится коучинг, причем в двух аспектах. С одной стороны, руководитель сам работает с коучем над своим развитием, мотивацией, суждениями; с другой — менеджер учится взаимодействию в коучинговом ключе с подчиненными, которое способствует развитию их потенциала на благо компании, что повышает мотивацию, вовлеченность и лояльность.

 

Оксана Андреева для hhplanet.ru

НАВЕРХ